Поделись с друзьями

Причины перегрева двигателя и способы их устранения

05.07.2016

Многие автомобилисты в жаркое время года сталкиваются с серьезной проблемой – повышением температуры двигателя выше нормы. Особенно это касается тех, кому приходится долго стоять в пробках или часто подниматься в гору с полной нагрузкой. Мотор начинает «кипеть», а это негативно сказывается на состоянии других агрегатов автомобиля. Если же перегрев двигателя чрезмерный, его может совсем заклинить.


Признаки перегрева двигателя


1. Резкий рост температуры охлаждающей жидкости. Если датчик демонстрирует 110ºС и более, это сигнализирует о предельной нагрузке на мотор. Реагировать в данном случае надо быстро, иначе последствия могут быть плачевными;

2. Резкое снижение мощности мотора, на которое способен обратить внимание даже новичок. Оно происходит из-за повышенного трения поверхностей деталей при перегреве, сопровождающегося потерями энергии;

3. Появление из-под капота пара от закипания охлаждающей жидкости - это самый последний и страшный признак перегрева. В некоторых моделях автомобилей можно не заметить значительный перегрев мотора на датчиках температур из-за их некорректной работы.

В этом случае стоит всегда обращать внимание на звук, который издает работающий двигатель и на его состояние. Если заглянуть под капот, можно увидеть подтекание масла из-под прокладки крышки головки. Это может свидетельствовать как о повреждении прокладки, так и о деформации крышки от перегрева. Если к этому обнаружится потемнение стенок расширительного бочка, то, скорее всего, перегрев был с последствиями для крышки.

Причины перегрева двигателя


Причин повышения температуры двигателя до критического значения довольно много, и определить их без профессиональной диагностики бывает сложно. К самым распространенным поводам для появления проблемы относятся:

  Небольшое количество жидкости для охлаждения. Если ее недостаточно, от мотора тепло не отводится в нужном объеме, и он сильно греется. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно проверять уровень жидкости и доливать ее, когда это требуется;

  Плохое состояние радиатора. Его решетка должна хорошо пропускать воздух. Когда она засорена, воздушное охлаждение двигателя становится недостаточным, и он перегревается. Решетку радиатора следует регулярно чистить;


  Неправильно установленный угол опережения зажигания. В этом случае при падении мощности мотора шофер начинает больше наживать на педаль газа, в результате чего расходуется больше бензина. Сгорая, он отдает слишком много тепла, повышающего температуру мотора. Регулировать угол опережения лучше на профессиональных СТО. В современных автомобилях уже не встречаются, но у старых может быть;

  Неподходящие свечи. Если калильное число свеч не соответствует требуемому для данного двигателя, то это может приводить к детонации. Она характеризуется перегревом и способна вызвать разрушение деталей поршневой группы.

  Воздушные пробки могут появиться при замене охлаждающей жидкости или ремонте системы охлаждения, отопления салона. Исключить появление воздушных пробок можно, если при заливке устанавливать машину в максимально горизонтальном положении;

  Поломанный термостат. Он не обеспечивает нормальную циркуляцию жидкости или полностью перекрывает доступ охладителя к большому контуру охлаждения, в котором находится радиатор, что повышает температуру двигателя до запредельных значений. Термостат не ремонтируется, его надо менять;



  Нестабильная работа радиаторного вентилятора. Он может не запускаться при перегреве мотора из-за окислившихся контактов датчика или отказе датчика температуры. Для исключения неисправностей двигателя контакты зачистить, датчик заменить.



Действия при перегреве двигателя


При первых же подозрениях на то, что мотор существенно перегрет, водителю следует предпринять все меры для исключения серьезной поломки. Надо срочно заглушить двигатель, открыть капот и остудить двигатель, предварительно давая ему немного поработать на холостых оборотах.

Ни в коем случае нельзя заливать двигатель холодной водой и сразу пытаться снять крышку с радиатора! Вода вызовет деформацию крышки головки ГРМ, и при диагностике невозможно будет определить, когда детали деформировались – до или после перегрева. А из радиатора произойдет выброс кипящего тосола.

Последствия перегрева двигателя


Нельзя относиться к перегреву двигателя легкомысленно, так как он может вызвать очень серьезные поломки. Даже при небольшом повышении допустимой температуры на непродолжительное время поршни и кольца могут деформироваться. Мотор начинает работать с повышенной нагрузкой, масло попадает в камеру сгорания. Трение между стенками цилиндров и поршнями возрастает, способствуя перегреву двигателя в дальнейшем.

Значительное повышение температуры угрожает деформацией и растрескиванием головки блока, разрушением перегородок между кольцами на поршнях, прогаром прокладок. В итоге поршни может заклинить, в результате чего разрушится весь силовой агрегат.

Профилактика перегрева


Для того, чтобы исключить повышение температуры мотора, нужно знать, при какой температуре перегревается двигатель и постоянно проводить его профилактику. Она подразумевает проверку проходимости зазоров в радиаторных трубках, контроль уровня охлаждающей жидкости и ее качества, своевременное выявление и замену неисправных деталей.

Профилактику лучше проводить в специализированных салонах. Квалифицированные сотрудники этих салонов уделят внимание всем элементам конструкции, включая датчики, термостат, вентиляторы, систему охлаждения, выявят подозрительные узлы и проведут все работы для устранения существующих проблем.

Назад к списку